История художественного литья
В настоящее время происходит определенный переворот в мировоззрении общества. Наблюдается рост интереса к истории, искусству, в том числе и художественному литью. Возрождается и расширяется производство скульптур малых форм, архитектурного литья. Растет и спрос на художественное литье высокого качества.
Но как и почему появилось художественное литье? Скорее всего, это объясняется тем, что человек с глубокой древности старался украсить свою одежду, предметы быта, оружие всеми доступными способами в соответствии с эстетическими вкусами времени и общества. Археологические раскопки показывают, что уже у неолитических племен одной из целей межплеменных войн было добывание «богатства» (красивых камней, перламутра, раковин и др.), которое не использовалось, а лишь своим блеском радовало глаз. Потом человек научился создавать красивые вещи из дерева, кости, камня, глины. В век металла появился замечательный вид искусства – художественное литье, которое позволило создавать на века произведения высокой пластики и выразительности как монументальные, так и обиходные или кабинетные.
Документально подтверждено, что художественное литье было развито много тысяч лет назад. Хотя и общее направление технического прогресса идет от камня к металлу, отдельные народы и регионы проходили эти стадии в разное время. Традиционно считается, что век металла в Старом Свете начался на Ближнем Востоке, где еще в начале 6-го тысячелетия до нашей эры из природной меди ковкой изготавливали небольшие предметы. Подобным образом обрабатывали и золото. В Египте найдены скульптуры, отлитые из бронзы, датирующиеся 3-им тысячелетием до нашей эры, в Китае – 2-ым тысячелетием до нашей эры. Также художественное литье широко использовалось в Древней Греции и в Древнем Риме. Но металл встречался реже, чем камень. Так что, его открытие еще не вывело человечество из каменного века, и еще очень долго наряду с металлическими изделиями использовались каменные.
Возникновение процессов литья в древности обусловлено рядом причин. К первой следует отнести географическое положение и климат той или иной страны; вторая заключается в наличии необходимого и доступного сырья; третья, пожалуй, самая важная, состоит в достаточно высоком уровне развития производительных сил региона и необходимой потребности в металлических изделиях.
Литейное производство в начале третьего тысячелетия в промышленно развитых странах находится в стадии устойчивого развития и совершенствования. Вместе с наблюдающимся общим подъемом в экономике отмечается рост заказов на литые детали. В связи с увеличением доходов населения России отмечается и повышение спроса на произведения искусства, украшения сферы быта, в частности, художественное литье.
Прошли еще около трех тысяч лет, пока на Ближнем Востоке не начали выплавлять медь из руды, что явилось крупнейшим техническим переворотом – из меди стали изготавливать первые металлические орудия, предметы быта и другие изделия. Появилась новая, более производительная и совершенная технология – литье. Чуть позже было обнаружено, что гораздо более прочный материал можно получить, если сплавить медь и, например, олово (что дает бронзу, которая обладает и более высокими литейными свойствами).
Следует отметить, что первые медные и бронзовые изделия – это не грубые орудия, типа неолитических макролитов (крупных отливок), а преимущественно сложные художественные изделия – иглы, булавки, застежки и прочие украшения, изготовление которых требовало высокого мастерства. Это связано с тем, что с самого зарождения металлургии произошло разделение труда. По социально-экономическим признакам выделились два типа производства: первый (более древний) – изготовление в мелких «подсобных» мастерских изделий для собственного пользования (семьи, общины); второй – производство изделий для обмена. Для воинственных кочевников (древних хуннов, скифов, аланов, позже гуннов и викингов) самыми важными были оружие и воинское облачение, поэтому и технический прогресс, и художественное развитие шли в направлении совершенствования технологий изготовления оружия и украшения воинских доспехов. Для земледельческих оседлых народов характерным было украшение жилищ и орудий труда; в сильных развитых государствах (Египет, Китай, Греция) особое развитие получают монументальная скульптура и архитектурный декор.
Многие древние художественные изделия – сложные комплексы, каждая часть и деталь которых взаимно дополняют одна другую. В их изготовлении часто принимали участие мастера многих ремесел. Знаменитая голова быка из Ура (2685 г. до нашей эры), без изображения которой не обходится ни одна работа по культуре шумеров, составная: золото, ляпис-лазурь; она украшает деревянный резонатор музыкального инструмента, инкрустированный перламутром.
Ярчайшим примером такого произведения искусства является трон фараона Тутанхамона (XIV в. до нашей эры).
В его декоре использованы самые разнообразные виды техники: резьба по дереву, литье, гравирование, чеканка, инкрустация полудрагоценными и драгоценными камнями.
Не менее знаменита фигура крылатого льва с человеческим торсом из Урарту (VIII в. до нашей эры), туловище которого отлито из бронзы и украшено тончайшей гравировкой и позолотой, а лицо вырезано из камня. И сам лев – только часть сложного великолепного трона урартского царя. Отдельные украшавшие его фигуры попали в музеи Лондона, Берлина, Парижа, Петербурга.
Многие литые статуи и статуэтки художественно соединяются с постаментом из других материалов, создавая единую гармоничную фигуру, например, «Спящий Эрос» из Греции.
Уже в глубокой древности (по крайней мере, с началом эпохи раннего металла) результатом технологического прогресса становилось отчетливо прослеживаемое международное разделение труда, когда определенные производственные функции сосредоточивались в руках как бы особых, «избранных» культур. Бывало, что народы, обладавшие богатыми природными ресурсами, не догадывались о возможности их применения, а в бедном металлами Междуречье уже в начале 3-его тысячелетия до нашей эры из меди делали различные предметы: оружие, топоры, серпы и сосуды. К середине 3-го тысячелетия до нашей эры относят медные статуэтки и рельефы, найденные в Уре и сделанные с большим художественным мастерством. В сохранившихся надписях упоминаются 19 медных статуй, сделанных по царским приказам. В это же время храмы на территории Двуречья украшали выбитыми или коваными медными изделиями. Здесь, по-видимому, впервые был использован для литья природный сплав золота и серебра – электрон. Позднее литейщики Месопотамии одними из первых научились сплавлять медь со свинцом, а впоследствии с оловом, получая замечательный литейный сплав, сыгравший исключительную роль в развитии художественного литья не только в Шумере, но и во многих странах.
История возникновения и развития литья как ремесла, достигшего позднее уровня искусства, уходит своими корнями на много тысячелетий вглубь истории. Со временем художественное литье приобрело масштабы. От маленьких украшений и предметов быта до воистину величайших сооружений и скульптур. Более того, литейное производство является одним из основных поставщиков металлических изделий для важнейших сфер народного хозяйства: машиностроения, строительства, производства потребительских товаров. Литейщики изготавливают станины прокатных станов и корпуса гигантских гидротурбин, имеющих массу в сотни тонн, и маленькие детали массой в несколько граммов для радиоэлектронной промышленности, часов, охотничьих ружей и т.д. Отливки окружают нас повсюду. Литые детали соседствуют с нами и дома: фотоаппарат и пылесос, водопроводный кран и ванна, детали сантехники и фурнитура. Такое широкое распространение литейного производства в современных условиях объясняется, прежде всего, чрезвычайной экономичностью способа по энергозатратам и расходу материалов. Литье наименее энергоемкий способ формообразования деталей особенно сложной конфигурации. Поэтому можно с уверенностью сказать, что вопреки неоднократным предсказаниям, литье как способ получения разнообразных изделий не теряет своего значения даже в эпоху лазеров, кибернетики и космических полетов.